За круглым столом - Советы
Депутаты районных Советов муниципальных образований Омской области в конце мая приехали в Законодательное Собрание, чтобы обменяться опытом работы, обсудить проблемы и… дать друг другу простые житейские советы за «круглым столом», как жить и строить планы на будущее. Перспективы есть всегда и у всех, кто в развитии заинтересован. Более 60 человек из муниципальных районов региона, представители регионального парламента, Правительства Омской области собрались на семинар-совещание «О практике работы Советов муниципальных районов Омской области: организационный аспект». Уже исходя из названия «круглого стола» понятно, тема выбрана не случайно. Любая власть, как и любое дело, начинается с организации. На нулевом цикле и всех последующих этапах вопросы никуда не уходят. Ситуация такова, что пробелы, как, впрочем, иногда и новеллы, федерального законодательства тиражируют объем нерешенных проблем и даже порождают новые. Председатель Законодательного Собрания Омской области Владимир Варнавский в своем выступлении на «круглом столе» четко обозначил проблемные вопросы «верхнего пласта» федерального законодательства, решением которых сегодня вплотную занимается Государственная Дума и которыми обеспокоено гражданское общество. Многопартийность на всех уровнях представительной власти, возросшая политическая активность населения, радикальное возвращение к выборам губернаторов, когда в отборочное сито вовлекаются и местные власти, протестные вызовы на московских площадях - все это накладывает свой отпечаток на сегодняшний этап политических преобразований. Реформы повышают статус местного самоуправления, и одновременно государственная власть усиливает ответственность за обеспечение закрепленных полномочий, число которых стабильно растет. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несмотря на все его модернизации и модификации, поправки и нововведения остается при его практическом применении почти первозданно уязвимым и все равно удаленным от жизненных реалий как на уровне большого городского округа, так и некрупного сельского поселения. Несколько лет адаптации закона в реальных условиях особо не сдвинули с места вопрос финансового обеспечения полномочий местного самоуправления. Власть дали, а средств на выполнение функций нет. Бюджетный и Налоговый кодексы не переведены в режим предъявляемых местному самоуправлений требований. По этой причине около 90 процентов муниципальных образований Омской области дотационны, «сидят», а точнее бы сказать, «висят» на областном бюджете, и перспектив самостоятельного зарабатывания денег практически ни у кого не просматривается. Даже для тех, кто готов и умеет это делать. Межбюджетные отношения, до предела сузившие круг налогов, зачисляемых в местные бюджеты, мизерные отчисления от федеральных и областных, серьезно тормозят развитие местного самоуправления. Сегодня на федеральном уровне конкретные предложения по повышению эффективности местного самоуправления разрабатываются по нескольким направлениям. Речь идет о поиске дополнительных финансовых источников местных бюджетов. Прежде всего, предстоит определиться с блоком местных налогов, нормативами отчислений от налогов в федеральный и областной бюджеты (НДФЛ, налоги на прибыль, имущество, транспортный налог), которые оставались бы на территории. От малого бизнеса тоже не мешало бы получать какие-то «взносы». Отдельно стоит вопрос о том, чтобы штрафы за административные правонарушения также зачислялись в местные бюджеты. То есть предстоит решать два равнозначно важных вопроса. Окончательно закрепить за местными бюджетами имеющиеся источники, а с другой стороны, местному самоуправлению нужно научиться самостоятельно зарабатывать деньги, создавая для этого необходимые условия. В том числе, и нормативно-правовую базу. Эффективность решения поставленных вопросов во многом зависит от взаимодействия разного уровня властей, как по вертикали, так и по горизонтали. На территории Омской области создано 424 муниципальных образования, действуют 4257 депутатов. Взаимодействие Законодательного собрания Омской области с представительными органами муниципальных образований в создании условий для устойчивого развития территорий постоянно укрепляется. Мнение Развитие местного самоуправления требует качественного правового обеспечения. Но сегодня в формировании правовой системы есть немало проблем. Наиболее остро они ощущаются на уровне городских и сельских поселений. И этому есть объяснение - ограниченность кадровых и финансовых ресурсов местного самоуправления. Об этом на «круглом столе» говорил Николай Лаптев, председатель Совета депутатов Тюкалинского муниципального района. Он отметил четыре основные направления нормотворчества: разработка новых нормативно-правовых актов по новым полномочиям, обеспечение актуализации действующих нормативно-правовых актов в соответствии с изменениями действующего законодательства, уточнение действующих нормативно-правовых актов в части распределения полномочий между органами местного самоуправления района по решению вопросов местного значения, разработка новых нормативно-правовых актов, вызванная необходимостью регулирования тех или иных общественных отношений. Важен аспект, на который обратил внимание Михаил Воробьев, председатель Совета Колосовского муниципального района, считающий, что единый с администрацией района подход к решению вопросов местного значения носит конструктивный характер и обеспечивает должный контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Владимир Бухтияров, председатель Совета депутатов Оконешниковского муниципального района рассказал о практике единого «депутатского дня», в который совмещаются заседания постоянных комиссий и учеба депутатского корпуса. Это помогает организовать работу эффективно, контрольные мероприятия носят плановый характер и направлены на выполнение принятых решений в части защиты прав и социальных гарантий населения района. Работа комиссий ведется с привлечением правоохранительных органов, заинтересованных федеральных и региональных структур. И как результат – положительная динамика в решении самых острых и актуальных вопросов и постоянный контроль. Геннадий Долматов, председатель Совета Омского муниципального района в своем выступлении акцентировал внимание на программах, которые направлены на совершенствование деятельности представительного органа местного самоуправления, в частности на обеспечение результативности использования бюджетных средств, что для всех является одним из наиболее актуальных вопросов. Взаимодействие с советами депутатов поселений строится на совместных проектах по развитию сельских территорий. Главы поселений выходят со своей инициативой в районный Совет через своих депутатов. Районный Совет обсуждает инициативу с главой района, если она заслуживает внимания, Совет района принимает решение о создании рабочей группы, что способствует эффективному и оперативному продвижению инициативы. Валерий Чебаков, председатель Совета Любинского муниципального района сосредоточился на качестве местного нормотворчества. По его мнению, оно далеко от идеального. В том числе, и в силу объективных причин. Начиная от несовершенства самого законодательства, закона 131-ФЗ. Вносимые в него поправки и изменения не приводят к системной корректировке. Сегодня закон определяет компетенцию органов местного самоуправления через «вопросы местного значения», а сами вопросы местного значения лишь обозначены в законе в общей форме и неопределенных формулировках. Вопросы профессиональной подготовки депутатского корпуса тоже имеют важное значение. Александр Широкшин, председатель Совета Усть-Ишимского муниципального района поддержал это мнение, пояснив, что через организацию депутатского контроля начинает работать система сдержек и противовесов, содержащаяся в принципе разделения представительной и исполнительной властей. А от этого зависит открытость и доступность публичной власти, ее подотчетность избирателям, сотрудничество со средствами массовой информации и институтами гражданского общества. Общество и власть могут эффективно взаимодействовать, только опираясь на принцип взаимной ответственности. Словом, всем участникам «круглого стола» было чем поделиться друг с другом. Учиться на чужих ошибках, также как и умение эффективно использовать уже накопленный другими опыт, добавляя в него свои наработки, всегда считалось признаком профессиональной гибкости, настроенности на повышение собственной квалификации. А это как раз то, о чем говорили все участники «круглого стола». Профессиональный уровень депутатов – это качество принимаемых ими решений. Участники «круглого стола» в своем решении отметили большое значение обучающих семинаров-совещаний и выездных заседаний, которые помогают депутатам муниципальных образований достойно решать поставленные перед ними задачи.
|