Годы войны
Накануне великого праздника – 65-летия Победы мне хочется рассказать о моём отце, поделиться его воспоминаниями. Участник многих боёв и сражений, он один из тех, кто, не щадя своей жизни, грудью встал на защиту Отчизны и одержал победу над врагом.
Савинов Николай Михайлович родился в Тармакле. Там же рос и трудился в многодетной крестьянской семье.
В армию его призвали в 17 лет, а через 6 месяцев он уже был на фронте.
Годы войны солдат не забудет никогда, но вот рассказывал о своих сражениях, победах и испытаниях отец не всегда охотно. Иногда я задавал ему вопрос о том, страшно ли было на войне.
- Конечно, страшно, особенно когда доводилось встречаться лицом к лицу в противоборстве с немецкими солдатами.
Однажды с автоматом наперевес ввалился я во вражеский окоп, а там, под нишей, от осколочных шин спрятались пять немцев. Один, самый молодой, парнишка совсем, трижды стрелял в меня, когда я бежал к окопу, но не попал. А когда я уже был в окопе и направил своё оружие на этих вояк, они подняли руки вверх. Сдал я «своих» немцев в плен и пошёл дальше…
Были случаи, когда казалось, что жизнь висит на волоске и вот-вот оборвётся.
- Было это уже в 1944 году. Части Советской Армии вышли к границам Польши и захватили несколько городов и населённых пунктов. Наш батальон подошёл к окраинам города Торно. Нашему взводу была поставлена задача – охранять штаб 110 стрелковой дивизии.
Неожиданно появились немцы и взяли нас в тройное кольцо. Завязался тяжёлый бой. Командиру батальона удалось связаться с частями дивизии и попросить помощь. Я находился на окраине населённого пункта и вёл прицельный огонь из снайперской винтовки. Мне хорошо были видны лица фашистов, а чтобы меня не заметили, пришлось постоянно менять позиции.
Перешёл небольшой арык и лёг за дерево. В этот момент ударила пуля и раздробила приклад винтовки, появилась резкая боль в пальцах. И всё же мне удалось оттянуть затвор и выстрелить в пулемётчика. Тяжело вспоминать этот эпизод. Как сейчас, через окуляр прицела вижу глаза немецкого пулемётчика, уничтожающего моих товарищей…
Тогда он спокойно вспоминал и рассказывал о различных случаях, эпизодах, а что творилось в душе солдата в тот миг, знал он сам и те, кто пережил такое. А то, что Николай Михайлович честно отвоёвывал свою Родину, защищал свой народ, говорят его награды: 6 боевых орденов и большое количество медалей.
Отец вспоминал и первый день мира. Он встретил его на улицах побеждённого Берлина.
- День был солнечный, тёплый. Бойцы отдельными группами стекались к центру города. Радостное солдатское «ура!» перекатывалось по улицам разрушенного города. Непрерывно шла беспорядочная стрельба из всех видов оружия. Для всех было главное – это конец бесконечных боёв, конец тревог и волнений за собственную жизнь и жизнь товарищей, конец бесконечным дорогам и бессонницам.
О героизме и храбрости наших солдат написано много, но не любят они восхвалять себя. В 1990 году мне с отцом довелось побывать на встрече с его однополчанами в г. Москве. Сколько объятий, радостных слёз, воспоминаний было у них! Чувствуется, что память о тех минувших днях глубоко запала в душу и волнует сердце каждого ветерана.
Отца нет. Но я помню его слова: «И если бы пришлось, я бы, не задумываясь, снова прошагал по всем тем дорогам, где воевал…»
Мне хочется поклониться отцу и всем ветеранам Великой Отечественной войны. Они отстояли Родину, дали нам самое дорогое - жизнь.
Александр Савинов, р.п. Муромцево
|