Живи, моя деревня
Вряд ли кто станет спорить, что Тармакла из числа тех некогда процветающих деревень, на которые сейчас нельзя смотреть без боли: всё на грани упадка, жители, кто могли, уехали, потому что нет работы, нет школы, нет перспективы. Даже скот ныне здесь держат немногие, хотя для сельчан это едва ли не единственная возможность прокормить себя.
О том, что было раньше, напоминают лишь уцелевшие бетонные каркасы ферм: в былые времена здесь на двух фермах содержалось до трех тысяч голов крупного рогатого скота. На вопрос, кто сейчас в деревне занимается разведением скота на домашнем подворье, тармаклинцы с ходу ответили: «Это у нас Коля Губкин больше всех держит, к нему поезжайте».
Пока его разыскивали, пришлось дать лишний круг по деревне: вроде бы и рядом, от бывшей школы рукой подать, а на машине напрямую ехать - в снегу увязнешь. Деревенские с горькой усмешкой вдогонку пошутили: «А что вы хотите, дороги у нас раз в год чистятся, и то перед выборами, глава поселения к нам не часто заглядывает».
«На хозяйстве» у Губкиных в этот день с утра оставался лишь старший сын Александр. Николай с женой уехали в райцентр, чтобы уладить кой-какие бумажные дела, а попутно завезти творог, сливки, молоко своим постоянным покупателям.
Следует заметить, что эта семья – большие труженики. Всю жизнь у них полон двор скотины: коровы, телята, овцы, свиньи. Причем, трудятся они дружно, сообща, не разграничивая работу на чисто «мужскую» и «женскую». К примеру, помочь жене коров подоить – для Николая это запросто. Любое дело спорится в руках хозяина, и инвалидность по зрению такому трудолюбивому человеку не помеха. По словам супругов, когда «сам под собой» работаешь, живется гораздо легче: управишься спозаранку с делами, натаскаешь воды - и до вечера свободен. Летом можно по ягоды на весь день поехать – места здесь благодатные. На вопрос, а чем сыновья занимаются (одному - 25, другому - 22 года), Николай пояснил:
- Саша и Ваня оба окончили наше училище, получили профессию тракториста. Пробовали в райцентре остаться, но, в конце концов, я им сказал: «Чем в Муромцево на чужого дядю за копейки горбатиться, давайте лучше на себя работать сообща».
Мальчишки в такой семье выросли тоже трудолюбивые. Саша, на правах хозяина показывавший мне рогатую-бодатую и прочую живность, разместившуюся в хлеву и сарайках, на сочувствующий вопрос, тяжело ли достается - ухаживать за всем этим беспокойным хозяйством, удивленно рассмеялся:
- Нисколько! Мы ведь управляемся вчетвером. Мать с отцом утром коров доят, мы с братом убираемся. Днем еще воду возим: она из водонапорной башни подается в обед с часу до двух – надо успеть набрать.
- Наверное, на тракторе, что во дворе стоит, тоже с братом на пару запросто работаете? И сено сами заготавливаете?
- Конечно, весной плуг цепляем и огороды пашем, летом косилку приделываем и сено вместе с родителями заготавливаем.
Оказывается, вопреки расхожему мнению, и непростой крестьянский труд современной молодежи бывает совсем не в тягость.
В этот день мы разговаривали и с другими тармаклинцами, расспрашивали их о жизни. Услышали немало поразившего нас. Например, здесь можно увидеть похороны на гужевом транспорте: печальную процессию, где местный дедуля, хромая, под уздцы ведет свою лошадь, а на повозке – усопший. Такое случается, когда по деревне на машине не проехать – грязь непролазная, или саму машину не сыскать, или же у родственников денег нет, чтоб ее заправить. Вот и просят прийти на выручку дедков Петра или Михаила, владельцев лошадок, спасибо хоть те не отказывают.
Есть в деревне и свой вид заработка - «водное такси» - позволяющий, к примеру, тем, у кого «душа горит», набрать на «родименькую» трудом праведным. Существующие расценки на услуги: по десять рублей за одну флягу воды, и доставят её жаждущим и немощным на саночках, нерасплёсканную, прямо к дому. И все потому, что вода в этой деревне – товар дефицитный (учитывая количество колонок), а спрос, как известно, рождает предложение. Поистине, наш народ предприимчивый, никакими кризисами не испугаешь.
- Ну а все-таки, в чем вы видите для себя выход, за счет чего может подняться деревня? - спросили мы своих собеседников. – Может, за счет природных даров, которыми ваши места богаты – ягод, грибов?
- За счет этого – вряд ли. А вот если бы кто КФХ у нас организовал, типа Чопозова, то вполне возможно. Самим-то нам сложно развернуться: если много скота разводить - сарайки строить надо, а не из чего и не на что, излишки молока реализовать тоже некуда (если б кто принимал, сдавали с удовольствием). Народ стосковался по нормальной работе, поэтому трудился бы добросовестно на приемлемых условиях, вот где только такого делового человека нам найти?
Ольга Мартынец. Фото Виктора Сухогузова На подворье семьи Губкиных
|