«Я счастлива в профессии!»
Большая честь - быть первым учителем
Сколько бы ни говорили, что молодёжь бежит из деревни и ничем её не удержать от манящих огней большого города, это совсем не так. Как признаются молодые, они не хотят уезжать со своей малой родины и расставаться с родными. Всей душой они желают жить здесь и создавать свои семьи в надежде, что просвет не за горами. А куда уезжать? Как говорят, везде хорошо, где нас нет. Это небольшое отступление к следующему разговору - о школе в К-Курском сельском поселении. Это одна из самых многочисленных по наполняемости школ. Сегодня в ней учатся 128 учеников, и перспективы на будущее - самые радужные. Сейчас в школе девять первоклассников, а на будущий год ожидается пятнадцать. Демографический всплеск радует несказанно и учителей, которые более других дают себе отчёт в том, что будущее их родного села и численность детей – прямая взаимосвязь. Учитель начальных классов Зоя Григорьевна Чарушина сама ещё не забыла то время, когда пребывала в статусе многодетной матери. - А сейчас мы с мужем остались вдвоём, трое наших детей в городе. Без них очень тоскливо, как будто сразу и осиротели. Зато в школу я сейчас стремлюсь с удвоенной силой. По утрам бегу туда, как на праздник. А по вечерам супруг не может дождаться меня домой. Иногда вгорячах скажет: «Ты туда, наверное, уже и переселяйся». Я его понимаю, ну что с нами поделаешь, если нет для нас и милее, и роднее этого места? В школе ведь вся наша жизнь проходит. Ложимся с мыслями об учениках, с этими же думами и встаём. В голове постоянно крутится, как заинтересовать, чем их так увлечь, чтобы они стремились в эти стены с таким же желанием, как мы. Сколько бы, сказать к слову, ни приходилось мне разговаривать с учителями, сходятся они в одном: дети всегда все разные, и каждый выпуск разительно отличается от другого. Каждый из них со своим неповторимым характером. Они маленькие, но всё же личности, и не признают даже малейшего посягательства на своё индивидуальное «я»! Развиваться, совершенствоваться, каждый раз познавать мир заново приходится и учителю. Не ученики подстраиваются под педагога, а ему приходится быть постоянно начеку, лавировать между возрастами и поколениями, чтобы не отстать от жизни. Любые требования и изменения нужно тоже принимать с готовностью. Не сказать, что всё даётся легко, особенно учителю в солидном возрасте. Но есть и свои плюсы: - Ученики не разрешают нам стареть, они не позволяют даже думать об этом, - волнуясь, рассказывает Зоя Григорьевна. - Вместе мы постоянно что-то придумываем, фантазируем, а то и мечтаем. Благодаря моим малышам у меня иногда такое чувство, что время для меня остановилось. Это называется призванием быть Учителем. Его заслуживают искренностью, самоотречением, самопожертвованием, наконец, преданностью и многими другими качествами, которыми обладает настоящий педагог. Которого обожают дети, о котором помнят всю жизнь как о самом первом. З.Г. Чарушина самостоятельно проводит большую исследовательскую работу, собирая информацию о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих на территории К-Курского поселения. Мечтает об издании Книги памяти.
«Несём ответственность за каждый миг»
Валентина Николаевна Сычихина - заведующая Кам-Курским детским садом. Она отличник народного просвещения, отличник просвещения РСФСР, ее портрет помещен на районную Доску почета, она занесена в энциклопедию «Лучшие люди России» за 2010 год. А еще В.Н. Сычихина – очень счастливый человек. те вы. И она, не задумываясь, ответит: «В детях!» Вот уже 35 лет (с тех пор, как ее назначили заведующей) Валентина Николаевна находится рядом с детьми. Она привыкла быть в окружении любопытных, доверчивых человечков, таких милых и бесхитростных. - Очень интересно наблюдать за малышами, - улыбается Валентина Николаевна. – Столько в них энергии, такое богатое воображение! Так могут что-нибудь порой преподнести, что диву даешься. Очень многое о внутреннем «содержании» ребенка могут рассказать и его рисунки. Помню, один мальчик рисовал на занятиях только черные линии, что меня очень настораживало. А в шесть лет начал рисовать в цвете, да такие картины! Значит, что-то с ним раньше было не то, что-то терзало его, но выразить это словами он не мог. Профессия воспитателя – очень непростая. Об этом скажет любой, кто имеет дело с детьми. - Мы, дошкольные работники, - считает В.Н. Сычихина, - несем огромную ответственность за каждый жест, взгляд, слово, за каждый миг, проведенный с детьми, ведь этот миг - их жизнь! Поэтому когда она, имея педагогическое образование (учитель начальных классов) пришла работать в детский сад, то сразу поняла, что ей не хватает знаний, и поступила в Омское педучилище на воспитателя. Со временем требования к воспитанию детей все более ужесточались, и Валентине Николаевне пришлось заканчивать педагогический институт по специальности «методист по дошкольному образованию и преподаватель педагогики и психологии». - Но даже этих знаний порой мне не хватает, - признается Валентина Николаевна. – Приходится ответы искать в специальной литературе, ведь каждый ребенок уникален, интересен, неповторим. Но дети развиваются и получают определенные знания и навыки не только в дошкольном учреждении, но и, в большей степени, в семье. И здесь многое зависит от отношения родителей к своему ребенку, от их социального и материального положения. Если раньше дети могли посетить, к примеру, цирк, зоопарк, а некоторые еще и в санаторий или на курорт съездить, то сейчас сделать это мешает отсутствие денег в семье. Мало осталось познавательных передач и на телевидении, таких как «АБВГДейка», «Будильник», «Хочу все знать». Все это, естественно, отражается на развитии детей. В детском саду стараются восполнить эти пробелы. Большую помощь в этом оказывает библиотекарь М. Шагова. Она каждый вторник приходит в садик, приносит книги, которые ребятишки с удовольствием рассматривают. Дают свои результаты и ежедневные развивающие занятия. А за здоровьем детей тщательно следят медработники Кам-Курской участковой больницы. (Кстати, и работники детского сада придерживаются всех санитарных норм. А у заведующей белый халат - ее униформа.) Очень повезло ей, считает Валентина Николаевна, с коллективом. С особой теплотой в голосе называет она своих помощников. Это воспитатель Е.Н. Сириденко, имеющая высшее дошкольное педагогическое образование; младший воспитатель А.С. Степушкина, которая учится заочно в пед-училище; повар Т.И. Селезнева (она пришла сюда сразу после 10 класса и уже без малого 30 лет верна коллективу); машинист по стирке (так, оказывается, сейчас называется должность прачки) Т.В. Кривогуз и музыкальный руководитель А.С. Пигарев. Это ее надежный тыл. Уезжая по делам, заведующая всегда знает: они не подведут, и все будет идти, как положено. Потому что все любят свою работу и выполняют ее с душой. Еще В.Н. Сычихина хорошо понимает, что работать ей было бы значительно труднее, если бы не помощь со стороны местной администрации, родителей и спонсоров. Именно им заведующая попросила через газету выразить огромную благодарность, и в особенности главе сельской администрации В.П. Турченюку (он помогает садику не только материально, но и сам лично выполняет необходимые работы), предпринимателю П.Н. Церамуге, который просто «завалил» садик игрушками, канцелярскими товарами и поставляет качественные продукты для столовой, а также родителям и родительскому комитету во главе с Н.В. Вижевитовой. - Мы ощущаем помощь и поддержку родителей и понимаем, что они нам доверяют самое дорогое, что у них есть, - своих детей! – говорит Валентина Николаевна. – Для нас же большая радость каждый день видеть детские глаза. А в них – благодарность! Вот сейчас, - мечтательно произнесла она, - ребятишки проснутся и прижмутся ко мне со всех сторон… Любовь Петрова. Фото автора
|