Чудеса на окуневском «Солнцестоянии»
С 20 по 23 июня на
муромцевской земле проходил этнофестиваль «Солнцестояние». Праздник очень
яркий, самобытный, на который ежегодно съезжаются тысячи гостей. Уникальность
ему придает само место проведения – Окунево, с которым связано множество
легенд, а также «гвоздь» программы – мистерия огня и воды «Купало»,
начинающаяся в субботу с заходом солнца и заканчивающаяся обычно на рассвете.
Солнце
для всех одно...
Скажу сразу, что на фестивале
я была уже во второй раз и поэтому многое из того, что происходило на главной
площадке - живописной поляне с раскидистой вековой сосной, а также на берегу
Тары – месте «купальских» обрядов, воспринимала как безусловные атрибуты. А два
года назад, приехав сюда чисто из любопытства - узнать, что за чудеса
происходят в Окунево, была просто «сражена» старославянским колоритом: холщовые
косоворотки и сарафаны на многих участниках и в ярмарочных рядах, венки из
папоротника и цветов на головах, языческие обряды, необычные мастер-классы и тренинги, много
фолк-музыки. «Перчинку» всему происходящему прибавляла индийская «нотка»: как
известно, на территории деревни проживают представители индийских общин, а это
- иные наряды, обычаи и обряды.
Не случайно отзывы
присутствующих обычно самые восторженные: масса новых впечатлений, чувство
единения участников, неформальная атмосфера и в целом ощущение сказки от
красивой природы и погружения в другую, далекую от повседневности реальность.
Жители Омска и соседних
регионов нередко приезжают сюда ради незабываемой ночи «Купало», когда каждый
может из зрителя превратиться в участника массового действа. Время проведения
фестиваля приурочено к дню летнего солнцестояния (21 июня). Наши предки-славяне
считали, что в ночь с 21 на 22 июня никто не должен спать, поскольку это ночь
Великой Силы, когда бог Сварог открывает небесные врата и все молитвы людей
будут услышаны. А потому они проводили огненные обряды и ритуалы, все
сопровождалось играми, песнопениями и хороводами…
На нынешнем «Солнцестоянии»
много чего было «впервые». Из «плюсов» гости отметили, что в этом году в
программу фестиваля был включен блок русской культуры и ремесел,
заинтересовавший многих. «Минусом» назвали введение входных билетов на главную
площадку - нужно было выложить 300-500
руб. Кроме того, плата за ярмарочное место была
аж 1500 руб., поэтому многие ремесленники не смогли выставить свою
продукцию. Мастер-классы - тоже были платные. Но особенно разочаровал праздник
«Купало»: из-за большого количества пьяной публики (несмотря на все запреты на
спиртное!) организаторы вынуждены были убрать прыгания через костер, хождения
по углям, купание в воде и прочее. В общем, все оказалось скомкано и урезано.
Как будет в следующем году – покажет время.
… а
вера всё же разная
Жители сибирской деревеньки
давно свыклись с многочисленными гостями и паломниками, преодолевающими
расстояние в тысячи километров, чтоб посетить так называемый «энергетический
центр земли». Все приезжающие в Окунево стараются непременно побывать на
знаменитом Татарском увале, расположенном неподалеку. По мнению археологов,
проводивших раскопки, это древнее культовое место.
Ныне на крохотном пятачке
размером примерно в десять квадратных метров умещаются небольшая часовня,
названная в честь Архангела Михаила и православный крест, освященные
митрополитом, а рядом – место проведения огненных ритуалов бабаджистов и столб
с солярным знаком (очень напоминающим свастику).
Как гости и жители района
воспринимают столь необычное соседство? Чаще всего как окуневскую экзотику: есть желание -
посмотрел, а то и поучаствовал в незнакомом ритуале, либо зашел в часовню и
помолился. Некоторые всерьез веруют в чудесную легенду об исцелении: обойдешь
три раза вокруг жертвенника с поднятыми к небу руками, попросишь – и будет тебе
здоровье…
Глава местной сельской
администрации Сергей Соловьев говорит: «Часовня простояла здесь много лет. Люди
приходят и уходят. Она никогда не закрывается, никто тут ничего не ломает, не
пакостит. В прошлом году гости из Челябинска на свои пожертвования
отремонтировали ее. На этой территории нет ни раздоров, ни распрей
(единственное, жителям деревни доставляет дискомфорт, когда по улицам
разгуливают толпы отдыхающих в купальниках)».
Директор Муромцевского лицея
историк Татьяна Иванова убеждена: «Наоборот хорошо, что в Окунево представлены
разные культуры, с разным вероисповеданием. Ведь мы на уроках учим детей
толерантности. Исторически так сложилось, что Россия всегда была пересечением различных культур».
Валентина Зеленина, многие годы возглавлявшая
районный отдел культуры, прокомментировала ситуацию так: «Мы должны жить в
содружестве, но знать, что православные». Она пояснила, что на Татарский увал
сначала пришли бабаджисты (в 1994 г.). Несколько лет спустя на частные средства
здесь была возведена часовня. Что немаловажно, деятельность индийской общины
разрешена государством.
А вот точка зрения
церковнослужителей прямо противоположна: часовню надо однозначно отсюда
переносить в другое место. Она даже не отгорожена оградой от капища -
появляется соблазн все свалить в одну кучу: своя православная духовность не
нужна – к твоим услугам заморская. По их мнению, когда сначала медитируют, а
потом идут в часовню - это суррогат духовности.
Праздник «Купало», проводимый
в рамках фестиваля «Солнцестояние», епископ Калачинский и Муромцевский Петр
вообще считает кощунством: «Люди не отдают себе отчета, когда приезжают на
языческий праздник в Окунево. 22 июня, в День памяти и скорби, они танцуют,
поклоняются языческим богам. А ведь Гитлер не случайно датой нападения на нашу
страну выбрал именно день летнего солнцестояния. Он опирался на язычество… И
символ нацизма – свастика – тоже взята оттуда».
Конечно,
все это предмет отдельной дискуссии и серьезного разговора, в том числе и на
страницах газеты. Каким богам поклоняться - каждый решает сам. Но прислушаться
и задуматься - «не пир ли это во время чумы» - наверное, следует!
|